Знающий, но не практикующий

Biblioteca-livros-velas-2048x2560[1]

Несомненно, приобретение знаний сопряжено с многочисленными трудностями, но эти трудности ничто по сравнению с изобилием пользы, заключённой в познании. Несчастье — это удел человека, который прикладывает огромные усилия для получения знаний, но не получает никакой выгоды от посещения уроков, чтения большого количества литературы и бесед с мудрецами. Он — словно вьючное животное, которое нагружено книгами и не понимает из них ни одной буквы. Он чувствует на своей спине тяжесть всех книг, но не извлекает пользу от их содержания.

В ряде исламских хадисов знающий человек, деяния которого не соответствуют его знаниям, отождествляется с деревом без плодов, или с тучей без дождя, или со свечой, что горит и освещает всё вокруг себя, но сама сгорает. Или же он сравнивается с рабочим животным, что привязано к мельнице, которое непрерывно трудится, проходя свой путь круг за кругом, но так как ходит по кругу, никогда его не пройдёт до конца. Во всех этих примерах содержится намёк на злополучную судьбу знающего, но не практикующего человека.

Хадисы о знающем, но не практикующем

Пророк ислама (ДБАР) однажды сказал:

«Для того, кто приумножает свои знания, но не наставляется ими, на самом деле эти знания бесполезны, ибо не принесут ему ничего, кроме удалённости от Аллаха».

Аль-мухаджатуль-байда, Фейз Кашани

В другом хадисе повелитель правоверных имам Али (А) говорит:

«Знания неразрывно связаны с деяниями. Каждый человек, знающий что-либо, должен действовать в соответствии с тем, что знает. Он должен призывать к знанию и к действию на его основе, и покуда не получит положительный ответ, он не должен сходить с места».

Аль-мухаджатуль-байда, Фейз Кашани

Призыв посредством деяний обладает сильнейшим влиянием и воздействием на окружающих. Секрет этого воздействия зависит от убеждённости слушающего в том, что слова говорящего искренне идут от сердца, что сам говорящий на все сто процентов верит в сказанное им. Поэтому слушающий раскрывает перед словами говорящего двери в свою душу и сердце. А так как эти слова искренни, то по этой причине они обязательно найдут своё место в сердцах слушателей. Лучшим свидетельством веры говорящего в то, что он говорит, являются его же деяния, его собственные поступки, совершённые им раньше всех остальных людей. Поэтому имам Али (А) обращался к верующим:

«О люди! Клянусь Аллахом, никакой другой покорности я от вас не желаю, кроме той, которую проявляю сам раньше вас. И ни от каких других дел, кроме как от непристойных, я вас не отдаляю».

Нур ас-сакалейн, Хувейзи

Источник: Ширази Макарем. Исламская нравственность / Макарем Ширази. — Издательство «Имам Али ибн Аби Талиб (да будет мир с ним)», 2011. — С. 25—28.

Вконтакте

Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *