Веротерпимость в исламе

roses

Данная статья воспроизводит лекцию, прочитанную группе из представителей разных религий по случаю дня рождения пророка Мухаммада в шиитском исламском центре в Торонто 6 октября 1991 года.

Одним из наиболее важных вопросов в области прав человека являются понятия уважения и толерантности по отношению к людям другой религии. Они, несомненно, включают в себя проблему свободы вероисповедания. Сегодня я бы хотел кратко осветить исламскую точку зрения на проблему религиозной толерантности.

Что нам говорит Коран

Ислам, наряду с иудаизмом и христианством, верит в пророков и посланников Бога. Одним из интересных подходов, позволяющих осмыслить исламский взгляд на свободу вероисповедания, является обращение к роли пророков и посланников.

Были ли они посланы, чтобы силой заставить людей следовать своему учению? Приказал ли Всевышний Моисею, Иисусу и Мухаммаду принудить людей к своему учению посредством меча? Безусловно, это не так! Откройте Коран, Священное Писание ислама. В этом Божественном откровении чётко определены обязанности посланников:

«На обязанности посланника — только сообщение; а Аллах знает, что вы обнаруживаете и что вы скрываете!»

Коран, 5:99

Однажды жители Мекки заявили пророку Мухаммаду, что если Богу неугодно их поклонение идолам, то почему он силой не заставляет их отказаться от этого? После Всевышним было ниспослано следующее откровение:

«…Так творили те, которые были до них; а разве на посланниках (лежит) что-нибудь, кроме ясной передачи?».

Коран, 16:35

Таким образом, мы видим, что нам говорит Коран: миссия пророков и посланников Бога не в том, чтобы они силой навязывали своё учение, но чтобы направляли их и вели к принятию Бога по доброй воле. В откровении Всевышний говорит пророку Мухаммаду:

«Если они отвратятся, то Мы ведь не послали тебя над ними хранителем. На тебе только передача…».

Коран, 42:48

Коран чётко определяет, что религия никому не может быть навязана:

«Нет принуждения в религии».

Коран, 2:256

Почему? Потому что «уже ясно отличился прямой путь от заблуждения» (Коран, 2:256).

Сунна Пророка

Пророк ислама сталкивался со многими трудностями и сопротивлением в своём родном городе — Мекке. В конце концов он был вынужден переехать в Медину. Но, несмотря на всё сопротивление и даже физические пытки, которым подвергались его последователи в Мекке, пророк Мухаммад всегда был толерантен по отношению к жителям Мекки. На определённом этапе своей пророческой миссии Пророк зачитал жителям Мекки короткий аят из Божественного Откровения:

«1. Скажи: «О вы, неверные!
2. Я не стану поклоняться тому, чему вы будете поклоняться,
3. и вы не поклоняйтесь тому, чему я буду поклоняться.
4. И я не поклоняюсь тому, чему вы поклонялись,
5. и вы не поклоняетесь тому, чему я буду поклоняться!
6. У вас — ваша вера, и у меня — моя вера!».

Коран, 109

Когда пророк Мухаммад переехал в Медину, он обнаружил, что в городе наряду с теми, кто принял ислам, живёт большая еврейская община. Однако он не пытался принудить их примкнуть к ветви ислама. Вместо этого он заключил с ними мирное соглашение и назвал их «Ахль аль-Китаб» — людьми Писания. Без всякого сомнения, это был величайший пример толерантности по отношению к последователям другой религии. Мировое соглашение между Пророком и евреями Медины обеспечивало безопасность еврейской общины, а также гарантировало свободу исповедовать свою религию до тех пор, пока они будут соблюдать условия договора.

Итак, перед нами — исторический пример пророка ислама, который стремился жить в мире с последователями других монотеистических религий, особенно иудаизма и христианства. Интересными документами являются письма Пророка, которые он составлял правителям различных арабских государств и племён.

Ни в одном из писем Пророк не угрожал им военной агрессией, если они не примут послание ислама. Письмо к христианскому королю Абиссинии заканчивается следующими словами: «Я доставил послание, и теперь зависит только от вас, принимать его или нет. Да будет мир над тем, кто следует верному руководству».

У нас есть интересный исторический документ, написанный четвёртым имамом Зейн аль-Абидином. Называется он «Рисаляту аль-Хакук», что в русском переводе звучит как «Трактат о праве». В данном трактате имам рассматривает права человека по разным вопросам, возникающим в обществе. Последняя часть документа освещает права немусульман в мусульманском обществе. Помимо всего прочего, данный документ содержит следующие строки: «Принимай от них то, что принимает от них Господь, и не притесняй их, покуда они верны своему обещанию». Святой Пророк говорил: «Тот, кто несправедлив с теми немусульманами, которые находятся в состоянии мирного договора с мусульманами, кто обременяет их непосильно или отбирает что-либо из их собственности, — я буду свидетельствовать против того в Судный день».

Имам Али писал правителю Египта:

«И пропитай сердце своё милостью ко вверенным на твоё попечение, и любовью к ним, и обходительностью в обращении с ними, и не будь с ними подобно жадному хищному зверю, что считает хорошим сожрать их, ведь они — двух видов: либо братья твои по вере, либо подобные тебе в творении…».

Путь красноречия, письмо 53

История мусульман

К сожалению, события, последовавшие после Первой мировой войны и происходящие вплоть до настоящего времени, создали в западном сознании стереотип об исламе как о религии террора, а о мусульманах — как о террористах. Исторические книги, особенно написанные востоковедами, любят рисовать такую картину: мусульманин, держащий в одной руке Коран, а в другой — меч. Таким образом, подразумевается, что на завоёванных территориях мусульмане предоставляют только два выбора: ислам или смерть.

Однако более серьёзные историки подвергают сомнению и опровергают такое искажённое представление о мусульманах. Никто не станет отрицать тот факт, что мусульмане в Азии и на Среднем Востоке завоевали чужие земли, но они не навязывали свою религию коренным народам. В истории существует чёткое разграничение между понятиями «экспансия исламских государств» и «экспансия ислама» как религии. Например, многие века Индия находилась под управлением мусульман. Тем не менее большинство индийского населения осталось немусульманами. Индия была завоевана мусульманами, однако ислам проник в сознание людей мирным распространением посредством примера суфиев. Данный факт был подробно изложен известным индийским журналистом и писателем Хусвантом Сингхом в первом томе его произведения «История сикхов».

К сожалению, я ограничен во времени и не могу углубиться в данный вопрос, но позвольте мне высказать одну важную мысль по поводу свободы вероисповедания религиозного меньшинства. Сравнивая отношение мусульманских правителей и европейцев и американцев к коренному малочисленному народу на завоёванных территориях в 19 веке, я осмелюсь утверждать, что пример мусульман является более выигрышным. На мой взгляд, уместно процитировать Родерика Х. Дэвисона, выдающегося западного историка, специализирующегося по Османской империи. По проблеме толерантного отношения к национальному меньшинству Дэвисон пишет: «Я бы оспорил утверждение, что турки проявляли больший гнёт по отношению к завоёванным народам, чем немцы к полякам, англичане к ирландцам или американцы к неграм… Существуют доказательства, которые показывают, что в тот период (конец XIX века) население эмигрировало из независимой Греции в Османскую империю, так как определенная часть греков считала правительство Османской империи более великодушным и снисходительным, чем их собственное греческое правительство (Reform in the Ottoman Empire 1856—1876. — New Jersey: Princeton University Press. — p.116).

Перевод статьи на русский язык организован просветительским проектом NUR.

Вконтакте

Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *