Традиция угощений в мухаррам: забота о мирском или горнем?

Ашура

Человеку иногда бывают непонятны обычаи чужих народов, даже если вас объединяет нечто большее, чем кровные узы, например, когда связующим звеном выступает ислам — даже тогда есть чему удивиться, а порой — и с чем поспорить.

С одной стороны, это объяснимо, ведь в тех местах, где ислам является религией общины уже не одного поколения её жителей, — там, несомненно, религиозные практики будут обрастать этническими особенностями.

Они бывают хорошими, плохими, а иногда нейтральными, главное — помнить о законах веры, о том, что они первичны.

Я бы хотела поведать о хорошей, на мой взгляд, традиции людей Бахрейна готовить угощения в мухаррам. Некоторые могут спросить: а зачем во время траурных мероприятий заботиться о таких мирских вещах, как пища?

z1kB2bn0lEI[1]

Задав этот вопрос местным жителям, я получила такой вариант ответа. В былые времена паломничество к Кербеле занимало несколько месяцев, и лишь некоторые счастливцы имели возможность использовать вьючное животное для странствия, остальные же шли пешком. Но ни первые, ни вторые не смогли бы взять весь необходимый провиант в своё путешествие — ни физически, ни финансово. Вот так и получилось, что местные жители, через чьи поселения проходили паломники, делили свой кров и пропитание с гостями имама Хусейна (А).

npreTzmAgqg[1]

Эта традиция не была новой. В доисламские времена возле «дома Аллаха», Каабы, жило племя, функцией которого было угощение паломников. Не только язычники приходили туда, были и последователи религии пророка Ибрахима (А). Племя Бани Хашим как раз получило своё название оттого, что делилo пропитание (глагол «ломать» по-арабски — «хашама»).

Не стоит ограничивать это деяние рамками давно прошедших дней. В прошлом году мне попалось видео, на котором пожилая женщина из Ирака сидит с внуками на обочине дороги и останавливает паломников в их нескончаемом потоке в Кербелу, приглашая их передохнуть, предлагая простирнуть их одежду, угостить обедом или просто дать выпить воды! Если бы вы видели её дом! Неимоверная простота и бедность!

Вот эта традиция и прижилась в таком месте, как Бахрейн, хотя он и находится далеко от маршрутов паломников.

VlaMtXhkx88[1]

Жители считают за счастье служить имаму Хусейну (А) даже таким способом. Приготовленная еда по этому случаю считается благодатной, а сами люди говорят, что это угощение имама (А), забывая о своём труде и потраченных деньгах!

В этом году я во второй раз побывала на таком мероприятии. Что вам сказать? Это дело даёт не только очищение душе, но и чувствo сплочённости людям, которые работали ради Аллаха, — то, чего так не хватает в современном мире, в мире, где порой сёстры и братья не интересуются состоянием друг друга!

Вся процедура занимает почти сутки. Вечером моются, очищаются и режутся все ингредиенты блюда, с этим работают женщины, но есть несколько мужчин из этой же семьи, которые занимаются тяжёлой работой (и они не считают это дело ниже их достоинства). Работают даже дети 11-12 лет, с энтузиазмом подражая взрослым.

jHCH6Ns_zCo[1]

Подготовка к следующему дню «кипит» до полуночи, а главные организаторы могут задержаться ещё на пару часов. В 6 утра начинается основной этап приготовления: на огромных газовых плитах стоят необъятные кастрюли — всё жарится и варится. Жарко! К полудню, после азана, блюдо готово, и начинаются звонки близким, родственникам и друзьям — потоки людей и кастрюль.

Особое настроение придаёт убранство дома, в основном зале, меджлисе, по всему периметру — чёрные убранства, ковры с салаватами имаму (А) и шахидам Кербелы; звучат мерсие, дети и взрослые, когда не заняты работой, в такт делают лёгкие удары в грудь, что является выражением скорби.

И в сердце растёт такое огромное, величественное до боли чувство благодарности Аллаху за всё, а особенно за имама Хусейна (А), чья смерть даёт нам жизнь до сих пор!

Да благословит Аллах Мухаммада и его пречистое семейство!

Мир тебе, а Аба Абдилла!

Вконтакте

Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *