Страх за свои поступки

uzbekkk[1]

Различные религии всегда исповедовали страх перед Господом, обусловленный страхом человека за свои поступки. Страх этот ценен тем, что способствует поддержанию равновесия и контроля над его поступками. Страх, вызванный неприятными последствиями греховного поступка, делает человека осмотрительным, помогает ему сдерживать свои мятежные порывы; он заставляет человека быть дисциплинированным, умеренным в своих поступках.

Если бы человек целиком полагался на бесконечную милость Аллаха, проявлял бы бесконечный оптимизм, лишённый какого-либо страха за последствия, то результатом было бы превышение всех пределов разума. Тот, чьё сердце заполнено лишь упованием на милосердие Аллаха, чувствует себя абсолютно безнаказанным в греховных побуждениях и поступках своих; он будет всегда уповать на милосердие Аллаха и рассматривать себя достойным Его прощения, невзирая на все мерзости, им совёршенные. Такой человек никогда не задумается над тем, чтобы подчиниться воле Создателя, никогда не будет стремиться к чистоте; все его поступки сводиться будут к греховным деяниям, при этом он будет возлагать надежды на счастливое будущее.

Таким образом, отсутствие страха перед Аллахом ведёт к моральному разложению и греховным деяниям. Возлагая надежды на бесконечное милосердие и щедрость Аллаха, человек обязан тщательно и трезво взвешивать последствия своих шагов и действий.

С другой стороны, если совершенно отказаться от упований на щедрость и милость Господню, наша вера в лучшее будущее и в светлые горизонты, в возможность прощения грехов и обретения добродетелей, становится всё более зыбкой и туманной. Весь духовный потенциал, могущий однажды засверкать всеми красками, окажется навеки захороненным как следствие постоянного напряжения духовных сил.

Посланники Аллаха и духовные руководители общины всегда строили свои призывы на сочетании страха и упования. С одной стороны, они внушали своим последователям благую весть о вечном блаженстве в обмен на смирение и покорность перед законами Господними, с другой, они предупреждали людей о последствиях бунта против законов религии, а именно — о наказании, которое ждёт их в потустороннем мире.

Делая акцент одновременно на страхе и надежде, ислам устраняет какой-либо страх из реальности человека, освобождает от тягот земных факторов и ложных надежд, в результате человек все свои надежды начинает увязывать исключительно с могуществом Аллаха.

Источник: сеййид Муджтаба Мусави Лари, «Воскресение умерших».

Вконтакте

Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *