Саваб и карма: вознаграждение и причинно-следственный закон

мусульманки читают

На сегодняшний день многие мусульмане, а также люди, не имеющие отношения к исламу, не раз сталкивались с понятием награды за определённые праведные деяния. Что же такое награда и от кого мы её получаем с точки зрения богословия и религии?

Слово «саваб» (ثواب), часто используемое в мусульманской традиции, с арабского языка переводится как «вознаграждение», которое получат от Всевышнего в следующей жизни все правоверные за их благие поступки и дела в ближнем мире. Все мусульмане должны стремиться к тому, чтобы в этом бренном мире «накопить» как можно больше праведных дел, которые в будущем могут послужить для них спасением как в ближнем мире, так и в следующем.

Многие из нас знакомы с определением кармы в индуизме, где данный термин переводится с санскрита как «причина-следствие, воздаяние, труд». В индийских религиях под кармой понимают причинно-следственный закон, при действии которого человек (в зависимости от своих деяний) определяет свою собственную судьбу. Согласно индуизму все люди ответственны за свои действия и их результаты, а Богу отводится роль распределителя плодов кармы, способного также изменить её у определенного человека. То есть многие буддийские религиозные течения говорят о карме не как о судьбе, а как о цепочке «действие — ответ на действие» (некий эффект бумеранга). Соответственно, если мы совершаем добрые дела, то ответом будет добро для нас самих же, и наоборот: если мы сеем по миру зло, то впоследствии сами же остаемся за него в ответе.

карма

То же касается и ислама, но в нём это имеет несколько иной характер. Понятие саваба в исламе олицетворяет систему воздаяний лишь в положительном ключе, тогда как карма представляет собой более широкое понятие действий человека, которое часто путают с судьбой в целом. В соответствии с положением о свободе человеческой воли как в исламе, так и в индийских религиях люди являются элементами многоуровневой цепочки передатчиков добра (или же зла). При этом в обеих религиях «реакции» (ответы) на действия человека могут проявиться уже в этой жизни, однако в исламе саваб нужен больше для того, чтобы обрести лучшее положение в мире следующем, важность которого, согласно исламской доктрине, более значима.

При этом в исламе отдельно оговариваются пропорции награды за совершение определённого доброго деяния, и в нём учитывается то, что Бог в Своей щедрости и Своём великодушии вручает великую награду даже за малозначимый поступок, ведь награда устанавливается Его щедростью, а не весомостью дел человека. В некоторых преданиях приводится высказывание пророка Мухаммада (ДБАР) о том, что, творя добро, верующие должны проявлять ум, богобоязненность и полное понимание повелений Всевышнего, при этом количество добрых дел не имеет решающего значения.

Второй аят суры «Аль-Мульк» (с араб. «Власть») Священного Корана гласит, что Аллах «сотворил смерть и жизнь, дабы подвергнуть вас испытанию [и увидеть], кто же лучше из вас по деяниям».

Имам Садык (А), комментируя этот аят, сказал: «В нём говорится о добрых делах, которые должны сопровождаться обрядами поклонения и проистекать из чистых намерений». Он добавил, что сохранить чистоту намерений труднее, чем совершить благое дело, а дело будет благим лишь тогда, когда человек, совершающий его, не ждёт похвалы ни от кого, кроме Всемогущего Господа.

Тафсир Сафи

В 11-ом аяте суры «Аль-Муджадила» (с араб. «Препирающиеся») говорится о том, что «Аллах возвышает степенью тех из вас, которые веруют, а также тех, которым даровано знание. Аллах ведает о том, что вы вершите».

Эти слова говорят о том, что соблюдение религиозных установлений в исламе является также признаком веры, знания и сознательного поведения, которые наряду с соблюдением всех правил шариата приводят верующего в Рай и увеличивают количество его савабов.

Согласно исламской доктрине савабы можно набирать, помогая бедным и обездоленным («садака» и «закят»), совершая молитвы и зийараты (паломничества к святым местам), распространяя знания и свет — словом, совершая истинно добрые и светлые деяния.

Так, двоюродный брат Посланника Аллаха (ДБАР) Али ибн Абу Талиб (А) говорил в одном из исламских преданий о том, что ничто не должно отвлекать нас от деяний, совершаемых во имя вечной жизни, ведь времени на это отпущено очень мало.

Гурар аль-хикам, стр. 335

Таким образом, мир представляет собой арену великого испытания для всего человечества, а смерть и жизнь служат инструментами этого испытания, значение которого состоит в том, чтобы склонять людей к добрым поступкам, ведь они олицетворяют духовный рост и чистоту душевных помыслов человека. Есть теория, согласно которой добрые деяния в данном контексте напрямую связаны с памятью о смерти и подготовкой к ней. Возможно, эта теория является одним из видов толкований более обширного смысла совершения подобных деяний.
Мы часто делаем множество ошибок, от которых порой тяжело оправляемся, однако они не должны порождать в нас чувство безысходности и уныния, и тем более препятствовать нашему желанию самосовершенствоваться.

Вконтакте

Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *