Празднование Рождества мусульманами

happy-christmas-happy-eid

Несколько недель назад американский журналист и бывший дипломат боснийского происхождения Омар Шачирбей (Omar Sacirbey) опубликовал на сайте Religion News Service интересную статью, в которой рассказал о том, что всё больше американских мусульман начинает праздновать Рождество. Мы предлагаем нашим читателям перевод этой статьи.

Одно-два поколения назад, когда американские мусульмане ещё были в большинстве своём новыми иммигрантами и составляли ещё меньший процент от населения США, чем сейчас, многие из них рассматривали привычные нам рождественские атрибуты — ёлки и гирлянды, святочные песни, подарки и даже саму праздничную атмосферу Рождества — не иначе как угрозу воспитания своих детей в духе ислама.

Однако в наши дни всё больше мусульман начинает отмечать этот праздник или, по крайней мере, принимать опосредованное участие в торжествах, даже если они не ставят в доме ёлку и не украшают дом снежинками и конфетти. Более того, можно говорить о том, что многие мусульманские семьи даже выработали за это время свои собственные рождественские традиции.

«Я говорю своим детям, которые ходят в обычную школу и растут в смешанной мусульманско-христианской семье, что мы отмечаем Рождество именно потому, что мы мусульмане», — пишет в электронном письме Ханна Хоук из Хьюстона. «Вместо того, чтобы ставить и украшать рождественскую ёлку, мы вспоминаем истоки этого праздника, вспоминаем самого Иисуса (мир ему) и то, что о нём говорится в Священном Коране, и знакомимся с разными историческими взглядами на его жизнь».

Кроме того, перед Рождеством члены семьи Хоук раздают милостыню, готовят лакомства для соседей и приглашают их в гости, дарят своим знакомым, учителям и коллегам по работе открытки и поздравляют их по телефону, а дети Ханны вместе со своими друзьями из христианских семей делают добрые дела. В этом году они организовали небольшой оркестр из скрипок, альта, трубы, виолончели и колокольчиков и планируют выступить с благотворительным концертом в местном госпитале перед пациентами, восстанавливающимися после хирургических операций.

Справедливости ради стоит сказать, что некоторые религиозные лидеры критикуют празднование мусульманами Рождества, считая эту традицию слишком далеко зашедшей ассимиляцией.

Имам Музаммиль Сиддыки, бывший президент ISNA (Исламского общества Северной Америки), выступает против празднования Рождества, говоря, что христиане в этот день отмечают рождение «Сына Господня», что противоречит исламским канонам.

«Лучше говорить детям, что мы — мусульмане, и это не наш праздник, — написал Сиддыки, отвечая на вопрос на сайте OnIslam. net, — это праздник наших соседей и друзей-христиан».

Для того чтобы оградить детей от влияния, по его мнению, нежелательной рождественской атмосферы, Сиддыки напоминает родителям-мусульманам об исламских детских лагерях и конференциях, которые проводятся в это время года и именно с этой целью.

Впрочем, другие родители видят подрастающее на их глазах поколение мусульман, уже родившихся или проживших в Америке бо́льшую часть жизни, — поколение тех, кто чувствует себя на новом месте достаточно уверенно, чтобы перенять и переосмыслить Рождество и отмечать его любым удобным им образом, так же, как это делают их соседи-христиане.

«Было бы хорошо, если б мусульмане праздновали Рождество вместе с христианами, — говорит Ризван Кадир, финансовый консультант и активист мусульманской общины одного из пригородов Чикаго. — Мы ведь тоже веруем в Ису, — утверждает он, называя Иисуса по-арабски, — и в исламе ему отведено особое место».

Хотя мусульмане и не считают, что Христос был распят или что он является частью Святой Троицы, в то же время они верят в его непорочное зачатие и считают Иисуса великим пророком, предшественником Мухаммада. Они верят, что Иисус был забран на небо и вернётся на землю в конце времён.

Ризван также считает, что мусульманам не стоит воздерживаться от участия в рождественских торжествах. И хоть в его семье не ставят на Рождество ёлку и не зажигают гирлянды, сам он посещает рождественские корпоративы, желает друзьям и соседям счастливого Рождества и смотрит вместе с домашними фильмы «Жизнь прекрасна» и «Один дома» — такова их семейная традиция.

«Для меня это всё лишь приятные мелочи, приуроченные к определённому времени года, — говорит он. — Они не могут превратить никого в христианина или поставить под угрозу чей-либо ислам».

Однако такой подход к празднованию Рождества выработался не сразу.

Зейна Ахмед, родившаяся в Америке в семье выходцев из Египта, вспоминает, что её матери нравились некоторые стороны Рождества, тогда как отец относился к празднику с недоверием.

«Для них сохранение культурных традиций сводилось к навязыванию всего мусульманского», — говорит Зейна, живущая в Истоне, штат Пенсильвания.

Когда четверо её детей стали спрашивать, почему их семья не празднует Рождество, она поняла, что не сможет просто ответить им: «Потому что мы — мусульмане». Ведь мусульмане тоже признают Иисуса.

Поэтому последние семь лет разведённая Зейна отмечает Рождество с ёлкой и гирляндами и занимается благотворительностью. Кроме того, она ставит на Хануку менору и готовит большой ужин в последний вечер этого восьмидневного праздника.

«Я хочу показать своим детям разные религиозные традиции», — говорит Зейна. «Думаю, если мы будем уважать их праздники, то и они будут уважать наши. Так мы научимся больше уважать друг друга и доверять друг другу».

С ней согласна и Ханна Хоук. «Рождество, как и Рамадан, — лучшее время для наведения мостов и налаживания диалога между мусульманами и христианами. Оно дает нам великолепную возможность собираться вместе в канун праздника, совместно молиться за мир и выполнять свою обязанность по помощи бедным и нуждающимся, вверенную нам Богом».

Так же считают и некоторые исламские лидеры.

Имам Таляль Ид из Квинси, штат Массачуссетс, бывший член Комиссии США по свободе вероисповедания в странах мира, процитировал тринадцатый аят сорок девятой суры Корана, в котором говорится: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга».

«Совсем недавно христиане и иудеи США постились вместе с мусульманами в Рамадан в знак солидарности с нами, и мусульманам стоило бы ответить на этот жест взаимностью», — добавил он.

«В этом деле не стоит искать теологической подоплёки, — говорит Ид. — Это вопрос добрососедских отношений и общественной активности. В том, чтобы дарить друг другу подарки или проявлять своё участие в жизни общества каким-либо другим образом, нет ничего дурного».

Перевод статьи на русский язык подготовлен просветительским проектом NUR. Источник: www.religionnews.com

Вконтакте

Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *