Польза принципа «побуждение к добру и удержание от зла»

knowledge_of_the_holy_quran_by_101292-d47js39

«Вот некоторые из них сказали: “Зачем вам увещевать людей, которых Аллах погубит или подвергнет тяжким мучениям?”. Они сказали: “Чтобы оправдаться перед вашим Господом. Быть может, они устрашатся”».

Коран, 7:167

В книге «Амр ба ма’руф ва нахий аз мункар» («Побуждение к добру и удержание от зла») я рассказал, какую пользу можно получить благодаря побуждению к одобряемому и удержанию от запрещённого Аллахом, даже когда эта польза кажется, что не действует на людей. Здесь расскажу об этом вкратце. Быть может, безразличие и страх перед отказом от добра и совершением зла будут устранены.

1. Возможно, сегодня побуждение к добру и удержание от зла бесполезно, но с течением времени это может повлиять на мнение и взгляды других людей. Например, имам Хусейн (А) пал мучеником, побуждая людей к добру и удерживая их от греха, дабы совесть их пробудилась с течением времени.

2. Иногда побуждение к добрым делам и удержание от запрещённых сохраняет атмосферу для других поколений. Например, провозглашение азана желательно, даже если никто его не слышит. Остановка на красный свет светофора обязательна, даже если вокруг никого нет, так как сохранение закона и уважение к нему — необходимое условие хорошего общества.

3. Возможно, побуждение к добру и удержание от зла нами не преградит грешнику пути к греху. Но наши постоянные обращения к нему не дадут ему, по крайней мере, грешить со спокойной совестью.

4. Побуждение к добру и удержание от зла необходимо ради сохранения свободы, потому что молчание создаст в обществе атмосферу страха и боязни.

5. Побуждение к добру и удержание от зла дают человеку степенность и уважение, даже если никто не следует его наставлениям.

6. Даже если побуждение и удержание с нашей стороны не будет влиять на людей, то, по крайней мере, это будет для нас неким путём приближения к Богу, упражнением в смелости и сострадании.

7. Возможно, сегодня побуждение к добру и удержание от зла с нашей стороны не будет влиять на грешника, но когда он окажется в тупике и его совесть проснётся, он поймёт, что мы были правы. Поэтому не сегодня, так завтра наши старания увенчаются успехом.

8. Побуждение к добру и удержание от зла внушают человеку спокойствие, ибо он чувствует, что выполнил свой долг. Спокойная совесть многого стоит, даже если другие и не прислушиваются к нашим словам.

9. Побуждение к добру и удержание от зла — одно из качеств пророков (А). В других аятах не раз говорится о том, что люди не прислушивались к словам пророков и посланников (А), следовательно, и мы не должны отчаиваться, если не все прислушиваются к нам.

10. Побуждение к добру и удержание от зла есть аргумент против грешника. В Судный день он не сможет сказать, что никто его не предупреждал. Кроме того, побуждение к добру и удержание от зла есть довод в пользу назидателя, ибо его не спросят, почему он молчал.

11. Когда на людей падёт гнев Божий, те, кто побуждает к добру, будут спасены, на что указывает этот аят.

Многие Божьи посланники и угодники пали мучениками, побуждая людей к добру и удерживая их от зла ради сохранения истины на земле. Как говорится в Коране: «…убивают пророков» (Коран, 3:112; Коран, 2:61), «…убивают тех из людей, которые повелевают поступать справедливо» (Коран, 3:21).

Эти аяты указывают на то, что иногда лучше выбрать смерть, побуждая к добру и удерживая от греха.

Источник: Кираати Мухсин. Светоч светочей / Мухсин Кираати. — Ч. 3. — М. : Издательство «Исток», 2011. — С. 60—63.

Вконтакте

Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *