Переход Адама (А) из рая на землю: как это было

райский сад

«Тогда Мы сказали: “О Адам! Поселись вместе со своей супругой в райском саду, ешьте там вволю, чего бы вам ни захотелось, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь в числе нечестивцев”».

Коран, сура «Аль-Бакара», аят 35

Из текста Корана явствует, что Адам (А) был создан, чтобы жить на земле, на этом самом земном шаре. Однако вначале Господь временно поселил его (вместе с супругой) в прекрасных и изобильных, преисполненных всяческих радостей райских садах, вдали от печалей и невзгод.

Возможно, Господь так распорядился потому, что Адам ещё не знал, как нужно жить на земле. Ему было бы трудно справиться сразу со всеми земными проблемами. Для этого ему прежде нужно было побольше узнать о той жизни, которая ожидала его в земном мире. Так что элементарное благоразумие подсказывало, что ему необходимо пожить достаточно долгое время в райских садах, чтобы обучиться необходимым навыкам и понять, что жизнь на земле сопряжена с принятием на себя ряда обязательств, выполнение которых обещает ему радость, восхождение к совершенству и неиссякаемый поток небесных даров, тогда как их невыполнение приведёт к горестям и страданиям.

Ему предстояло узнать, что несмотря на то, что он был создан свободным, его свобода имеет свои пределы, что он не может творить всё, что ему заблагорассудится, что на земле есть вещи, без которых ему придётся обойтись, если, конечно, он желает себе добра.

Ему также следовало узнать, что ошибка или прегрешение не закроют перед ним дверь в мир радости и счастья. Ведь он может вернуться назад и покаяться, пообещав, что больше не будет перечить воле Аллаха, и тогда, если его покаяние будет принято, к нему вернутся небесные дары.

В трактате «Аль-Мизан» имеется на этот счёт глубокая и поучительная мысль:

«Не следует упускать из виду тот факт, что Аллах, простив пару после их покаяния, не вернул их в райский сад, а отправил жить на землю. Если бы поедание плода с древа [познания], опоясание чресл и мирская жизнь не были частью заранее составленного Божественного плана, если бы все эти события не были  изначально предопределены неумолимой волей [Творца], то сразу же после того, как их грех был прощён, они были бы немедленно возвращены на своё прежнее место в раю. Другими словами, в соответствии с промыслом Божьим они должны были какое-то время провести в раю, чтобы подготовиться к жизни в бренном мире, а уже в свете установленных Господом причинно-следственных связей их изгнание из рая выглядело как результат вкушения ими запретного плода и осознания ими своей наготы, что в свою очередь стало следствием услышанных ими подстрекательств Сатаны».

Аль-Мизан. Т. 1. С. 181

В том положении, в котором оказался Адам, ему лучше было бы следовать наставлениям Аллаха и не есть плодов с запретного древа.

«Но по наущению Шайтана они совершили ошибку в раю и были вынуждены покинуть его…».

Коран, сура «Аль-Бакара», аят 36

Далее Коран гласит:

«И тогда Мы повелели: “Изыдите и да пребудет меж вами [и потомками вашими] вражда!”».

Коран, сура «Аль-Бакара», аят 36

В этой вражде на одной стороне оказался Сатана,  а на другой — Адам (А) и его жена.

«Земля пусть станет вам временным местопребыванием, и от неё вы будете получать средства к существованию».

Коран, сура «Аль-Бакара», аят 36

Именно тогда Адам (А) и осознал, что сам нанёс себе вред, ибо, послушавшись наущений Сатаны, был изгнан из рая в мир, где царят муки, боль и тяжкий труд. Адам (А), несомненно, был пророком и пресвятым праведником, но если пророк совершает ошибку, Аллах отвечает на неё так же строго, как и на проступок простого смертного. Его ждёт то же, что и обычного грешника.

Покойный аятолла алламе Табатабаи, выражая своё мнение по поводу случившегося с Адамом (А) и его супругой, писал:

«Совершённый ими проступок нанёс ущерб только им самим. Это не было грехом (в том смысле, в каком этот термин используется в шариате — мусульманском праве), как не было проступком, направленным против Аллаха. Очевидно, что запрет был в самой сути данного им совета, в котором говорилось о том, что будет хорошо для их собственного блага. В нём не было силы обязательного закона. Адам и его жена нанесли вред лишь самим себе, ибо забвение Божественного совета привело к их изгнанию из рая.

Совершая грех (то есть преступая закон с точки зрения шариата), человек несёт наказание. Если он затем кается и его покаяние принимается, то наказание полностью отменяется, и он возвращается в своё прежнее состояние, как будто греха и вовсе не было. Если бы Адам (А) и его супруга были повинны в таком грехе, то немедленно после того, как было бы принято их покаяние, они были бы возвращены обратно в рай. Но этого не произошло. Из этого явствует, что запрет не имел силы установленного закона. Это был лишь совет. Но даже если это и так, то всё равно пренебрежение советом возымело свои естественные последствия, в результате чего они были вынуждены покинуть рай. И всё же изгнание из рая не было наказанием за грех или преступление. Это было лишь естественным результатом проступка, который они совершили против собственного блага».

Аль-Мизан. Т. 1. С. 185, 186

Источник: Свет Священного Корана : Разъяснения и толкования / [Сейед Камал Факих Имани; пер.: Сейед Аббас Садр Амели; ред.: Назим Зейналов]. — Том I. — Москва: Издательство «Исток», 2011. — С. 84—85.

Вконтакте

Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *