Обряды хаджа

мекка

وَلِلّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلاً

«Аллах обязывает людей, которые в состоянии совершить путь к Нему, отправляться в хадж к Дому».

Коран, 3:97

Мекка — центр, куда ежегодно стекаются толпы правоверных. Собираясь в Мекке, правоверные духом и телом возвращаются к Единому Творцу, к истокам своей истинной внутренней сущности. Желающим совершить хадж необходимо, прежде всего, научиться обрядам паломничества.

Вначале паломники исполняют обряд малого паломничества, который состоит в следующем: в специально отведённом месте, известном под названием «микат», верующие надевают ихрам. Мужчина должен снять с себя шитую одежду и обернуться двумя кусками чистой несшитой ткани: один кусок должен закрывать его тело от шеи до бёдер, а второй — от пояса до ступней ног. Женщина оборачивает эти два куска ткани поверх своей повседневной одежды. Ихрам должен быть приобретён согласно предписанным правилам и не должен быть сделан из шёлка или прозрачной ткани. С этого момента они временно обязуются воздерживаться от ряда действий, которые считаются запретными для человека, совершающего паломничество. Затем паломники направляются к Каабе, постоянно произнося фразу «лаббайк»: «Лаббайк, Аллахума, лаббайк! Лаббайк ла шарика лака лаббайк! Инна-ль-хамда ва-н-ни‘мата лака ва-ль-мульк, ла шарика лака лаббайк!».

После семикратного обхода Каабы (таваф) в особом месте, которое называется «макам Ибрахим» (стоянка Авраама), они совершают молитву с двумя коленопреклонениями (салят ат-таваф). Вслед за этим паломники семь раз пробегают расстояние между холмами Сафа и Марва (са'й байн ас-Сафа ва аль-Марва). Наконец, отрезав кусочек ногтя или прядь волос (таксыр), снимают с себя ихрам. Эти пять деяний (1 — ихрам; 2 — таваф; 3 — салят ат-таваф; 4 — са'й байн ас-Сафа ва аль-Марва; 5 — таксыр) относятся к малому хаджу — «Умра таматту». Этот ритуал (Умра) может быть совершён в период с первого числа месяца шавваль до восьмого числа месяца зуль-хиджжа.

Для продолжения обряда хаджа «Хадж таматту» восьмого зуль-хиджжа паломники вновь должны облачиться в ихрам и направиться к долине Арафат, расположенной в 24 километрах от Мекки, где проводят в молитвах девятый день месяца зуль-хиджжа с полудня до захода солнца. После захода солнца они идут к «Маш‘ар аль-харам» (Священному монументу; это место также называют «Муздалифа»), что в 15 километрах от Мекки, и остаются там до утра. В этом месте они собирают не использованные прежде камешки для того, чтобы бросать их потом в специальные столбы (желательно собрать 70 камешек). С восходом солнца они отправляются в расположенную неподалеку долину Мина. В этот день наступает праздник жертвоприношения. Паломники бросают семь камешков в один из трёх специальных столбов («рамй джамарат аль‘укба аль-кубра») и совершают обряд жертвоприношения («зибх аль-хадй»), после чего мужчины обривают головы («халк»), а женщины отрезают прядь волос (этот обряд называется «таксыр»). После того как паломники совершили «халк» или «таксыр», одевание сшитых одежд становится дозволенным.

Затем они возвращаются в Мекку, совершают семикратный обход Каабы («таваф хадж таматту»), сопровождаемый молитвой, ритуальный бег между холмами Сафа и Марва. После ритуального бега между холмами Сафа и Марва паломник завершает ритуал хаджа повторением «тавафа», который называется «таваф ан-ниса», сопровождаемый двухракатной молитвой «салят таваф ан-ниса». Одиннадцатого и двенадцатого зуль-хиджжа паломники посещают долину Мина, где бросают камешки («джамарат») теперь уже во все три столба — по семь камешков ежедневно в каждый столб, при этом ночи, предшествующие этим двум дням, они должны проводить в долине.

Значит, для совершения обрядов «Хадж таматту» паломники совершают следующие действия: 1 — ихрам; 2 — присутствие в долине Арафат; 3 — присутствие в «Маш‘ар аль-харам»; 4 — собирают в том месте камешки; 5 — отправляются в долину Мина; 6 — в долине Мина бросают семь камешков в один из трёх специальных столбов; 7 — совершают обряд жертвоприношения; 8 — мужчины обривают головы, а женщины обрезают прядь волос; 9 — прибыв в Мекку, совершают семикратный обход Каабы; 10 — совершают молитву с двумя коленопреклонениями (салят ат-таваф); 11 — ритуальный бег между холмами Сафа и Марва; 12 — семикратный обход Каабы «таваф ан-ниса»; 13 — двухракатная молитва «салят таваф ан-ниса»; 14 — посещение долины Мина; 15 — бросают камешки («джамарат») теперь уже во все три столба — по семь камешков ежедневно в каждый столб; 16 — ночи, предшествующие этим двум дням, они должны проводить в долине Мина.

Таким образом, паломники исполняют ритуалы хаджа, каждый из которых символизирует конкретное историческое событие, напоминает о необходимости морального совершенствования человека, а также отражает определённый аспект общественного бытия.

Вконтакте

Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *