Нафс: душа и её виды

камушки

В мусульманской среде довольно часто говорят о том, что нафс искушает человека и вводит его в состояние греха, которое изначально не присуще чистому духу человека. Так что же такое нафс и почему нам так важно научиться его усмирять?

Одним из переводов слова «нафс» с арабского языка является «душа». Именно это слово с точки зрения исламской мысли более всего подходит для определения внутренней сущности живых существ этого мира. Её не следует путать с духом. Согласно исламским преданиям, дух существует ещё до того, как Всевышний наделит его телесностью в этом мире. Только после обретения телесности возникает и сама душа.

Однажды Кумайл ибн Зийад спросил у имама Али (А): «Из чего состоит душа?».
Имам (А) стал объяснять ему: «Имеются 4 души: растительная, животная, разумная и Божественная:
1) растительная душа имеет 5 сил: удержание, притяжение, пищеварение, отталкивание и рост;
2) животная душа имеет 5 сил: слух, зрение, вкус, обоняние и осязание, а также две особенности — примирение и ярость, что исходят от сердца;
3) разумная душа имеет 5 сил: мышление (понимание), память (знание), бдительность, практика (исполнение), внимание. Они не связаны с телом, потому что имеют ангельскую сущность, у которой две черты: чистота и мудрость;
4) Божественная душа имеет 2 черты: доброта, проявляющаяся в терпимости, и благородство (эти две черты связаны с Аллахом), а также имеет 5 свойств:
• она вечно растворена в нематериальном мире;
• хранит достоинство, если её угнетают;
• бедна в богатстве (т.е. всегда испытывает нужду в Боге);
• терпелива в бедах;
• довольна в тяготах.
Разум же находится среди всех этих душ, чтобы без размышления человек не произносил ничего».

Кашкул, 1-й том, стр. 495

Существует множество преданий, посвящённых разным типам души.

1. Душа, склонная к греху (с араб. «нафс аммара би-ль-су’»). Здесь лишь разум и вера могут спасти человека от совершения непристойного поступка. В Коране говорится:

«Природа человека толкает его ко злу, если только не смилостивится мой Господь (и не предотвратит зло)».

Коран, 12:53

Имам Али (A) сказал по этому поводу:

«Душа, подталкивающая человека ко злу, подобна лицемеру, который льстит человеку и притворяется его другом, чтобы подчинить его своему влиянию и заставить пасть ещё ниже».

Гурар аль-хикам

В Священном Коране рассказывается, как сыновья пророка Иакова (А), бросив своего брата Иосифа (А) в колодец, вернулись к отцу и, показав окровавленную рубашку, сообщили, что Иосифа растерзал волк. Пророк ответил:

«Да, подсказать вам [такое] деяние могли только ваши сердца».

Коран, 12:18

Смысл его слов следует понимать так: «Ваши души приукрасили ваш поступок и заставили вас считать сотворённое вами зло добром». В одном из преданий говорится, что верующие должны обращаться к Всемогущему Господу с такой мольбой:

«О Боже! Не оставляй меня ни на мгновение наедине со своей душой!».

Усул Кафи, том 3, стр. 346

Имам Зейн аль-‘Абидин (А) обращался ко Всевышнему с молитвой:

«Я жалуюсь Тебе на свою душу, которая толкает меня к недостойным и преступным деяниям. Если ей плохо, она кричит, а если ей предстоит сделать другим добро, её одолевает скупость. Моя душа склонна к пустым развлечениям, небрежна и легкомысленна. Она ведёт меня к греху и удерживает от покаяния».

2. Душа, себя упрекающая (с араб. «нафс лаввама»). Под ней подразумевается совесть. Человек и в земном, и в Ином мирах по натуре склонен упрекать себя за недостойные поступки и за недостаток добрых дел. Такие упрёки могут подготовить почву для раскаяния, но могут и ввергнуть человека в полное отчаяние и привести к самоотчуждению. С философской точки зрения человек рассматривается как микрокосмос, в котором есть суд (наша совесть), благодаря которой люди исправляют свои поступки и желают искупить грех. Макрокосмос — это жизнь в целом, это день великого и справедливейшего Суда, который ждёт человека после смерти.

3. Умиротворённая душа (с араб. «нафс мутма’инна»). Человек чувствует себя в безопасности и покое, когда душа умиротворяется в результате ритуальных молитв и поминания Всевышнего Аллаха. Об этом состоянии души говорится в нескольких аятах Корана:

«Так поклоняйся же мне и твори молитву во имя Моё».

Коран, 20:14

«А разве не в поминании Бога находят утешение сердца?».

Коран, 13:28

«О душа, обретшая покой! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство (перед Ним)! Войди в число Моих (праведных) рабов! Войди в Мой Рай!».

Коран, 89:27-30

Все правоверные должны стремиться к состоянию, когда душа и дух находятся в полной гармонии, когда сердце и разум не противоречат друг другу. По воле Всевышнего в наших руках есть сила, которая может усмирить бушующие порывы нафса, сблизить нас с Богом и помочь достигнуть Его довольства.

Вконтакте

Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *