Музеи «Астан Кудс Резави»

посуда

До мученической смерти имама Ризы (А) местность, где ныне находится его (А) мавзолей, была маленькой деревушкой под названием Санабад. В саду этого местечка и был похоронен имам (А). Деревушка постепенно переросла в величественный город, второй по численности населения в Иране, —  в Мешхед. И всё это — благодаря имаму Ризе (А)!

Ежегодно миллионы паломников приезжают посетить его (А), чтобы выразить ему (А) своё почтение и попросить его (А) о заступничестве.

Мешхед пленяет своей многогранностью: духовностью, историей, живостью базаров и уютом улиц.

В этой статье мы бы хотели рассказать вам об одной из сторон города Мешхед-ар-Риза — о его искусстве и истории.

Имам Хомейни сказал: «Искусство вдыхает дух обязательства в человека».

Верховный лидер Исламской революции сказал: «По своему эффекту на будущее нации и страны культура ни с чем не сравнима».

Аятолла Вейз Табаси, глубокоуважаемый представитель верховного лидера в Хорасане и великий хранитель «Астан Кудс Резави» (1), отметил: «Музеи — уроки. Они несут людям послания и преподают урок попыток, устремлений и надежд. Музеи уводят людей от депрессии, бездействия и изоляции. Они подстёгивают элиту и мыслителей к большим размышлениям, чтобы сделать их дальновидными и радеющими за национальные интересы, вопросы культуры и народные ценности».

Но немногие паломники знают о существующих на территории комплекса музеях. Основной целью создания этого культурного центра на территории мавзолея имама (А) было сохранение ценных и значимых вещей, посвящённых имаму (А) или отданных ему (А) в дар любящими его (А) последователями на протяжении веков с момента его (А) смерти.

Сейчас этот комплекс включает в себя 11 музеев различной тематики.

Центральный комплекс музея состоит из 4 этажей.

Хранилище марок, банкнот и монет

Цокольный этаж площадью 400 м² (по некоторым данным — 600 м²) представляет собой Хранилище марок, банкнот и монет. Монеты относятся к доисламскому и раннему исламскому периоду, в том числе и такие, на которых отчеканено имя имама Ризы (А) после того, как он (А) 7 рамадана 201 г.х. был объявлен наследником аббасидского халифа аль-Мамуна (198—218 г.х.). В честь его святости (А) были отчеканены золотой динар и серебряная драхма.

Серебряная драхма, приуроченная к провозглашению наследником имама Ризы (А)

Текст, состоящий из семи рядов, на этой монете гласит следующее:

«Аллах.

Мухаммад — пророк Аллаха.

Мамун — халиф Аллаха.

Из того, что повелитель Риза (а.с.) приказал,

наследный принц мусульман, Али ибн Муса

ибн Али ибн Аби Талиб,

обладатель двойного господства (2)».

Край монеты содержит следующий текст:

«Мухаммад — пророк Бога. Он послал его с верным руководством и истинной религией, чтобы превознести её над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам».

Реверс монеты в четырёх строчках говорит:

«Нет бога, кроме Аллаха.

Он — один.

Нет у Него сотоварищей.

Восток».

Текст на внутренней границе круга на реверсе монеты гласит:

«Во имя Бога. Эта драхма была отчеканена в Самарканде в 202 году».

И текст на наружном крае реверса:

«Аллах принимает решение до и после (того, что случается — прим. переводчика). В тот день верующие возрадуются помощи Аллаха».

Монеты, посвящённые назначению имама Ризы (А) преемником, были отчеканены в Марве, Самарканде, Фарсе, Исфахане, Мухаммадии (Рей) и Нишапуре в период с 202 по 204 годы хиджры.

Два экземпляра этих монет (один — отчеканенный в Самарканде и датируемый 202 годом, другой — отчеканенный в Исфахане и датируемый 203 годом хиджры) находятся в монетном запаснике «Астан Кудс Резави». Отданы в дар Мухаммадом Таки Саффаром.

В запасниках этого музея находится около 600 тыс. почтовых марок и принадлежностей, 16 тыс. банкнот и 33 тыс. монет, и лишь малая часть из этого выставлена на всеобщее обозрение в музее комплекса.

серебряная драхма

Музей истории Мешхеда

Целью создания этого музея было ознакомление с историей развития Мешхеда и изменениями, происходившими на протяжении веков со святым храмом.

Экспонаты музея делятся на два вида:

1) объекты практического применения: осветительные приборы, приспособления для мытья священного храма, золотые дощечки, старые замки храма и т.п.;

2) объекты, относящиеся к архитектуре священного храма: старейший могильный камень имама Ризы (А) (надпись на нём высечена в куфийском стиле и датируется 516 г.х., то есть 1122 г. н.э.); священный камень «Макам имама Ризы (А)»; инкрустированные деревянные двери; резные окна; стальной «дарих» (ограда могилы); изразцы, ранее украшавшие стены мавзолея и т.п.

музей1

Музей изобразительного искусства 

Величественные картины и художественные произведения, преподнесённые в дар музею «Астан Кудс Резави», и особое внимание великого хранителя «Астан Кудс Резави» к распространению исламской культуры послужили причиной открытия Музея изобразительного искусства, площадь которого составляет 450 м².

В этом музее выставлено 30 работ, выполненных в различных стилях выдающимися иранскими и европейскими художниками. Среди картин — 4 работы кисти устада Камаля аль-Мулька, знаменитого художника каджарского периода.

Водный музей

Водный музей состоит из двух тематических экспозиций: морские животные и моллюски.

Коллекция моллюсков в общей сложности насчитывает 1282 подаренных образца различных видов ракушек и улиток. А в коллекции морских животных имеются такие экспонаты, как: мумифицированная рыба «Морской дьявол», угорь, омары, гигантская креветка (мать креветок), бегемот, морские полипы, губки, морской ёж и т.д. Эти экспонаты имеют научный интерес и выставлены для обозрения публики.

Мумифицированная рыба «Морской дьявол» является представителем Ceratidae (в переводе с греч. — «имеющий рога») из семейства Pediculati, живущего в глубоководье. Самки обладают длинным жёстким телом и вертикальным ртом со значительными по размерам зубами. Голова, тело и плавники — тёмно-коричневого или чёрного цвета. Самки могут достигать 145 см в длину, в то время как самцы имеют небольшой размер: они едва достигают 16 см. Эта особь не представляет пищевой или коммерческой ценности и водится преимущественно в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах и южных морях.

музей2

Музей оружия

К обозрению в Музее оружия представлено военное снаряжение и оружие послеисламского периода истории Ирана.

Одними из экспонатов, заслуживающих внимания в этой сокровищнице, являются стальной меч с позолоченной надписью, на которой можно прочесть следующее: «Фатх Али Шах Каджар», а также облачение, используемое военнокомандующими во время битв, на котором написан аят «Аль-Курси».

музей5

Музей медалей

Музей медалей содержит в себе коллекцию принесённых в дар «Астани Кудс Резави» медалей, кубков и других памятных наград выдающихся спортсменов и учёных страны. На данный момент в сокровищнице хранится 154 медали, кубка и награды, которые включают в себя коллекцию медалей великого чемпиона Тахти, медали чемпиона по боксу Джаббара Фели, чемпиона по борьбе Амира Таваккулейни, международного чемпиона по тхэквондо Алирезы Насра Азадани, международного чемпиона по борьбе Маджида Худайи, медали и похвальные грамоты по математике и компьютерным наукам покойного Ризы Садеки с олимпиады в Торонто (Канада) и т.д.

Музей антропологии

Музей антропологии, относящийся к «Астан Кудс Резави», — ценное здание. На самом деле это исторический хаммам с четырёхсотлетней историей, располагающийся напротив такого же исторического здания — мечети «Хафтад-у-ду тан» («72 человека»), с наружной стороны западного главного входа внутреннего двора «Резави».

Строительство этого исторического хаммама было начато по приказу Махди Кули Бейка, который являлся конюшим шаха Аббаса I Сефеви в 1027 г.х., и было посвящено имаму Ризе (А).

Располагаясь рядом с мавзолеем амира Малекшаха, мечети «Хафтад-у-ду тан» и священной могилы имама Ризы (А), этот хаммам также был известен как «хаммам-е-Шах» или «хаммам-е-Резави».

Хаммам работал до 1367 года солнечной хиджры. С 1369 года и далее он оставался в запустении. Хаммам был внесён в список иранских исторических памятников под руководством «Астан Кудс Резави» в 1376 году солнечной хиджры.

С 1379 года хаммам начали реконструировать, и в 1385 году он был открыт в качестве Музея антропологии. Имея площадь в 960 м² (а также прилегающую площадь в 1875 м²), это строение стало считаться одним из огромнейших и красивейших хаммамов страны, состоящим из четырёх основных секций: гардеробной, парильни, бассейнов с холодной водой и печи.

Музей астрономии и часов

Открытие этого музея были приурочено к годовщине дня рождения пророка Мухаммада (ДБАР) в 1378 году по лунной хиджре. Площадь его составляет 450 м².

Этот музей разделён на семь блоков, семь из которых посвящены астрономии и три — часовому делу.

Большинство экспонатов подарил музею покойный доктор сейид Джалаль ад-Дин Теграни, включая бесподобную коллекцию различных телескопов, глобусов, компасов, секстантов, октантов, карданов (3), морских астрономических приспособлений.

Одними из необычных экземпляров выставки являются астролябии XII и XIII вв. по хиджре.

Музей посуды

Этот музей состоит из 11 блоков, содержащих керамическую, фарфоровую, селадоновую (разновидность китайского фарфора), хрустальную, медную и другие виды посуды. Большая часть из этого была принесена в дар паломниками и горожанами Мешхеда, жителями Хорасана, различными общественными организациями, заинтересованными в искусстве и сохранении исторического наследия.

Большинство из экспонатов — объекты, представляющие историческую ценность (возрастом в 5 тысяч лет).

посуда

Сокровищница Корана и изысканных вещей

Этот музей строился с 1983 по 1985 год. Самые замечательные рукописи музея — драгоценные рукописи Священного Корана, выполненные куфийским шрифтом на оленьей коже, создание которых относят к непорочным имамам (А), включая имама Али (А), имама Хасана (А), имама Хусейна (А), имама Саджада (А) и имама Ризу (А). Большая часть из них была передана в дар «Астан Кудс Резави» шахом Аббасом Сафави.

Самая старая рукопись, принесённая в дар священному мавзолею Абу-ль-Касымом Мансуром ибн Мухаммадом ибн Касиром, министром и секретарём Султана Махмуда Газнави, датируется 393 годом хиджры.

Рукописи Корана располагаются в хронологическом порядке и таким образом отражают тенденцию развития куфийского шрифта в истории ислама.

С преобладанием шрифта «насх» в седьмом веке хиджры ценнейшие копии Священного Корана (включая «Йакут-и-Муста’сими») были написаны преимущественно этим шрифтом выдающимся каллиграфом Мутасымом Беллахом. В настоящее время две копии Священного Корана, написанные «Йакут-и-Муста’сими», сохранились в музее.

Один экземпляр Священного Корана Бабери и восемь страниц Священного Корана, написание которых относят к Бейсанкуру Мирзе, сыну госпожи Гохаршад, также находятся среди драгоценных работ этого музея.

Коллекция рукописей Священного Корана, приписываемых Осману ибн Хусейну Варраку, также является бесценной работой, сохранившейся в сокровищницах. Эта историческая коллекция, написанная куфийским шрифтом, датируется пятым веком хиджры и считается одним из величайших шедевров исламского искусства. Все поля, начала священных сур и область между аятами были украшены чистым золотом.

Строение Сокровищницы Корана и изысканных вещей располагается в юго-восточной части священного мавзолея и было открыто в бахмане 1364 года солнечной хиджры. Состоит из двух этажей, каждый из которых занимает по 400 м² выставочной площади.

Сокровищница подарков верховному лидеру

Первый этаж Сокровищницы Корана и изысканных вещей отведён для выставки подарков, поднесённых в дар верховному лидеру. Из приблизительно 1400 подарков, находящихся в этом хранилище, 222 подарка было выставлено на всеобщее обозрение.

Эта сокровищница содержит коллекцию ценных произведений искусства: каллиграфий; позолот («тазхиб»); картин; ковров; произведений стекольного дела, резьбы по дереву «муаррак», резьбы по раковине; рукоделия; фарфора; хрусталя; серебра и т.д., которые были принесены в дар верховному лидеру отечественными и зарубежными деятелями за несколько лет.

ковер2

Специализированный музей ковров

Это хранилище содержит ценные ковры прошлых веков, сотканные специально для священного мавзолея имама Ризы (А). В связи с особой значимостью сокровищницы ковров и изящных объектов, а также для её обособления было запланировано строительство нового здания музея на 1383 год солнечной хиджры благодаря особому вниманию великого хранителя «Астан Кудс Резави» и уважаемого заместителя хранителя.

Официально открытое в 1390 году солнечной хиджры, это здание простирается к Центральному музею с севера, к двору «Каусар» с востока, к галерее имама Хомейни (РА) с запада, и к залам великого двора «Резави» с юга. Музей обладает площадью застройки в 6600 м² на четырёх этажах. В его состав входит склад, часть для административных секций, но большая часть этого здания была предназначена для выставочного пространства. В музей можно попасть через Центральный музей и двор «Каусар».

Эта сокровищница является крупнейшей в мире специализированной сокровищницей ковров с точки зрения размера. Она была оснащена всеми современными устройствами, включая системы пожаротушения, системы кондиционирования воздуха, специализированные карантинные комнаты, стандартные музейные подсветки, системы защиты от вредителей, техническое обслуживание и так далее. И на каждом этаже в зависимости от места производства были выставлены определённые виды ковров.

Некоторые из наиболее важных работ этой сокровищницы: ковры шаха Аббаса, относящиеся к эпохе Сефевидов, ковры-занавесы и ковры Аму Угли (известного мастера ковров из Мешхеда), ковёр «Хафт Шахр-э-эск» («Семь городов любви»), ковры «Мирадж» и т.д., недавно подаренные мавзолею имама Резы (A).

ковер3

(1) «Астан Кудс Резави» — автономный благотворительный фонд в Мешхеде (Иран), административная организация, координирующая работу мавзолея имама Ризы (А) и различных учреждений, принадлежащих организации.

(2) Имеется в виду господство в делах земных и духовных.

(3) Кардан — аппарат для измерения вертикальных углов.

Статья была подготовлена при опоре на материалы ресурса www.news.aqr.ir

Вконтакте

Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *