Лицемерие (нифак): ложь, покрытая правдивой оболочкой

лицемерие

Арабское نفاق (нифак) буквально переводится с арабского языка как «туннель». Это — подземный проход, который используют в качестве укрытия или пути к бегству. Некоторые животные, например, полевые мыши или ящерицы, роют для себя подземные гнёзда с двумя выходами. Точно так же и лицемеры — они всегда оставляют для себя тайные пути, чтобы в момент опасности использовать их для бегства.

С этой точки зрения все люди делятся на четыре основные категории:

1) первая включает набожных верующих, верных своим религиозным обязательствам. Это — истинно верующие;

2) вторая состоит из искренне верующих людей, но не всегда поступающих по вере. Это — нарушители;

3) третья категория — это те, кто в глубине души не верит, но притворяется верующим. Это — лицемеры;

4) наконец, четвёртая категория объединяет в себе тех, кто не верит ни душой, ни телом, ни словом, ни делом. Это — неверные.

Имам Али (А) говорил, что лицемерие на самом деле — это плод внутреннего ощущения собственной неполноценности.

В период раннего ислама лицемеры добивались участия в принятии общественно значимых решений. Случаи лицемерного поведения впервые были отмечены после переселения Пророка (ДБАР) в Медину, когда уже начали закладываться основы исламской религии. В Мекке же лицемерие практически не проявлялось, поскольку все противники ислама могли открыто выступать против него и говорить всё, что угодно, не испытывая ни малейшего страха и опасения: у них просто не было необходимости лицемерить.

Расцвет ислама в Медине ослабил его противников, которые не смогли отвергать новую религию. В результате терпящие поражение враги прибегли к новой тактике: они стали делать вид, что уверовали, хотя на самом деле продолжали бороться с исламом изнутри. Этим объясняется то, что многочисленные аяты Корана, имеющие отношение к лицемерам, были явлены именно в Медине, а не в Мекке. Таков естественный ход любой революции: после того, как она одерживает очевидную победу, ей приходится сталкиваться с полчищами лицемеров.

При этом следует понимать, что проблема лицемерия была актуальна не только во время жизни святого Пророка (ДБАР). Любое общество и сегодня имеет в своих кругах подобных людей. Проявления лицемерия, подробно описанные в сурах Священного Корана, нужно хорошо знать и помнить, чтобы уметь разоблачать сегодняшние замыслы лицемеров. Ещё один важный момент заключается в том, что вызов, брошенный любому обществу со стороны лицемеров, гораздо хуже, чем открытое проявление враждебности, поскольку лицемера не всегда легко распознать. Лицемер — это внутренний враг, засевший в глубине общественной структуры, где его очень трудно выявить.

Двуличные заверения в искренней вере являются ключевым моментом в поведении лицемеров. Аят Корана гласит:

«Когда лицемеры приходят к тебе, они говорят: “Свидетельствуем, что ты истинно — посланник Аллаха”. Аллах знает, что ты — Его посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры — лжецы».

Коран, 63:1

Этой фразой разоблачается первейшее проявление лицемерия, заключающееся в расхождении между внутренними убеждениями и внешним выражением. Лицемеры изо всех сил заверяют, что уверовали, но на самом деле в их сердцах веры нет.

Свидетельство лицемеров о пророческой миссии пророка ислама (ДБАР) не было неправдой, наоборот, оно соответствовало истине. Ведь Мухаммад (ДБАР) действительно был пророком ислама. Но поскольку сами говорящие в эту истину не уверовали, то и свидетельство в их устах звучало как ложь. Именно это имеется в виду в Коране, когда говорится, что он действительно посланник Аллаха (ДБАР), хотя уста их лживы. Пророк (ДБАР) говорил:

«Я не боюсь ни верующих, ни неверных, а опасаюсь лишь лицемеров».

Самые тяжёлые удары мусульманской общине были нанесены именно лицемерами, и именно поэтому Священный Коран столь резко нападает на них, как на опасного врага. Важнейшим условием постижения истины является искренность. Всем людям необходимо избегать лицемеров и стараться воспитать в себе чистоту помыслов и желание говорить правду во имя Аллаха. В одном из хадисов от имама Бакира (А) говорится:

«Всевышний запер порок на множество замков и сделал винопитие ключом к этим замкам. Но ложь — это ещё большее зло, чем пьянство».

Аль-Кафи, т. 2, стр. 339

Вконтакте

Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *