Картина совершенной души с точки зрения фикха и ахляка

Charles_Bargue_-_Moslem_at_Prayer_-_Walters_371339

Фикх —  это исламское право, сборник разнообразных правовых положений, которые призваны регулировать жизнь человечества.

Любой соблюдающий мусульманин обращается к постулатам этой науки, чтобы найти ответы на волнующие его вопросы.

Что нарушает молитву, как совершать намаз и большое омовение, какое намерение принимать при этом, что дозволено в пищу, а что нет, можно ли брать деньги в кредит, как вести торговлю, как обращаться с чужим имуществом и так далее — это и есть вопросы, решаемые исламским правом.

Можно сказать, что фикх определяет границы дозволенного, проводит черту, которую переступить нельзя, иначе это будет считаться грехом. А грех, как известно, влечёт за собой наказание, гнев Аллаха и убыток для человека.

Естественно, стремление к довольству Аллаха проистекает из веры, и любой верующий желает отстраниться от греха, поэтому ему важно знать, где находится эта черта, чтобы не пересечь её.

Фикх использует в своей терминологии такие категории, как:

  • харам (запретное);
  • макрух (порицаемое, неодобряемое);
  • мубах (дозволенное, нейтральные действия);
  • мустахабб (желательное, рекомендуемое);
  • ваджиб (обязательное, необходимое).

Если постараться мысленно обозначить рамки, которые устанавливает фикх, мы заметим, что за пределами категории «харам» нет ничего дозволенного, «харам» — это чётко прочерченная линия, отсекающая всю ту плоскость, что находится за ней. Однако за пределами «ваджиб», «мустахабб» определённо есть нечто большее, говоря языком ахляка (нравственности), совершенствующее душу.

В первых девяти аятах суры «Аш-Шамс» («Солнце») Аллах клянётся множеством созданных Им явлений и после этого говорит о важности очищения души:

«1. Клянусь солнцем и его сиянием,

2. и месяцем, когда он за ним следует,

3. и днём, когда он его обнаруживает,

4. и ночью, когда она его покрывает,

5. и небом, и тем, что его построило,

6. и землёй, и тем, что её распростёрло,

7. и всякой душой, и тем, что её устроило

8. и внушило ей распущенность её и богобоязненность!

9. Получил прибыль тот, кто её очистил».

Это великая клятва! С помощью неё Аллах обращает наше внимание на важность совершенствования души.

Именно с учётом фикха может быть создана картина совершенной души. Рамка её — фикх, холстом (основой) является вера, а рисунком — нравственность, мораль, то, что «ваджиб», «мустахабб» и выше этого. При сочетании этих элементов создаётся полноценная картина — то, к чему мы стремимся.

Иначе можно сказать, что фикх — это экстерьер, а мораль — интерьер, и одно без другого невозможно, иначе не будет единого целого.

Фикх ограничивает дозволенное, но не ставит нам верхней планки — мы сами устанавливаем её для себя. Кто-то старается лишь не переходить нижних пределов, то есть запретного, кто-то, кроме этого, старается отдалиться от нежелательного и приблизиться к желательному. Однако и это не потолок возможностей!

Представьте себе, что пророк Мухаммад (ДБАР) каждый день много раз просил прощения у Аллаха не за грехи, даже не за совершение нежелательного, а за то, что вместо одного благого дела мог сделать другое, более угодное Ему! Вот это — планка человека великого нрава (Коран, 68:4). Как говорит Аллах, в пророке Мухаммаде (ДБАР) для нас — хороший пример (Коран, 33:21).

Можно предположить, что нравственность Аллах ставит выше фикха, выше категорий дозволенного и запретного. Однако это не так, потому что фикх — то, что нельзя оставить, без следования его положениям невозможным будет совершенствование души. То есть нельзя оставить ежедневный пятикратный намаз. Наоборот, его необходимо делать более проникновенным, более искренним, читать его внимательнее и с трепетом, думая лишь об Аллахе, и т.д.

Так, нравственность — внутреннее содержание мусульманина, то, что питает и наполняет наши души. Недаром цель ниспослания пророка Мухаммада (ДБАР), согласно хадисам и Корану, — доведение до совершенства нравственности. Фикх — её внешнее выражение.

Если человек соединит в себе два этих элемента и добавит к ним правильные убеждения, веру, то он станет совершенным, таким, каким пожелал его видеть Бог. И, несомненно, он обретёт успех в обоих мирах.

Вконтакте

Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *