История храма имама Хусейна ибн Али ибн Абу Талиба (А)

кербела-1932

Название города Кербелы (в отличие от названий любых других городов) выгравировано в памяти всех поколений мусульман во всём исламском мире.

Верующие вспоминают это название с печалью и горем, дабы сохранить память о господине всех мучеников имаме Хусейне (мир ему) и его жертве ради ислама.

Несмотря на тяготы, с периода правления Омейядов и Аббасидов, которые предотвращали строительство святынь, до периода, когда у верующих была возможность построить святыни, волна паломников никогда не переставала посещать Кербелу.

К Кербеле ведут две главные дороги. Одна из них пролегает от столицы Ирака — Багдада, а другая — от священного города Наджафа.

Священное место в Кербеле привлекает внимание посетителя своими славными минаретами и куполом, которые сияют благодаря свету своего господина.

У входа в город перед взором паломника предстаёт ряд домов, украшенных деревянными колоннами. Двигаясь далее по направлению к священному мавзолею, он обнаруживает архитектуру, в какой-то степени похожую на современную.

Происхождение и значение слова «Кербела»

Среди различных исследователей бытует много мнений относительно происхождения слова «Кербела». Некоторые отмечают, что слово «Кербела» имеет связь со словом «Кербелато», другие же пытаются извлечь смысл слова «Кербела», анализируя орфографию и язык. Исследователи пришли к выводу, что это слово происходит от арабского слова «Кар-Бабель», которое представляло собой название древних вавилонских деревень, включавших в себя Найнаву, аль-Гадирийу, Кербелу, аль-Нававиис, аль-Хиир. Последнее название сегодня более известно как аль-Хеир, и это — то самое место, где расположена могила имама Хусейна (мир ему).

Исследователь Якут аль-Хамави отмечает, что слово «Кербела» может иметь несколько объяснений, одним из которых является то, что место, где был убит Имам Хусейн (А), имело мягкую землю — «аль-кербелат».

Другие исследователи связали название с трагическим событием, которое окрасило пустыню кровью. По их мнению, слово «Кербела» происходит от двух арабских слов: «керб» (горе и печаль) и «белаа» (страдание).

Мученичество и известность

Изначально Кербела была необитаемой местностью, и в ней не велась строительная деятельность, хотя Кербела была богата водой и плодородными почвами.

После 10-го дня месяца мухаррама 61-ого года лунной хиджры (680 г. н. э.), после мученической гибели имама Хусейна (мир ему) племена, жившие неподалеку, а также люди издалека стали посещать священную могилу. Многие из тех, кто приходил, оставались или же просили своих родственников похоронить их после кончины рядом с имамом (мир ему).

Несмотря на многочисленны попытки правителей, таких как ар-Рашид и аль-Мутаваккиль, положить конец развитию этой местности, тем не менее Кербела стала городом.

Посещение могилы имама Хусейна (А)

В посещении могилы имама Хусейна (мир ему) много блага и великой духовной награды. Пророк (да благословит Аллах его и род его) сказал:

«Хусейн — от меня, а я — от Хусейна».

Верующие приезжают со всех уголков мира, чтобы быть удостоенными посетить имама Хусейна (мир ему), особенно в первые десять дней месяца мухаррама и двадцатого дня месяца сафара.

Одним из иракских обычаев является пешая прогулка из Наджафа в Кербелу, которая выражает свою отнесённость к морали и принципам, ради которых пал мучеником имам Хусейн (мир ему).

Мавзолей имама Хусейна (А)

Историк ибн Кулувайх отметил, что тот, кто похоронил имама Хусейна (мир ему), сделал над могилой особую жёсткую конструкцию с символами.

Более крупные и высокие сооружения над могилой стали строить во время правления аль-Саффах, но Харун ар-Рашид поставил жёсткие ограничения на строительство, а также на то, чтобы воспрепятствовать потоку паломников.

Во время правления аль-Мамуна строительство вокруг могилы было возобновлено до 236 года лунной хиджры, т. е. до того года, когда аль-Мутаваккиль приказал уничтожить могилу. Его сын, ставший наследником, впоследствии разрешил людям посещать место захоронения. И с этих пор сооружение в этом месте начинает расти и совершенствоваться шаг за шагом.

С другой стороны, как сообщил историк ибн аль-Асир, в 371 году лунной хиджры Адуд аль-Давла аль-Бувайхи стал первым, кто в значительной степени заложил основы для крупномасштабного строительства и щедро украсил эту местность. Также он построил дома, открыл рынки, установил вокруг Кербелы границу с высокой стеной, превратив её в крепость.

В 407 году лунной хиджры из-за падения двух крупных свечей на деревянные украшения участок храма загорелся, но Хасан ибн Фадл (госминистр) восстановил повреждённые участки.

История сохранила имена некоторых правителей, которые расширяли, украшали храм и заботились о его состоянии. Среди них Фатих Али Каджар, который в 1250 году лунной хиджры привёл в порядок два купола, один из которых располагался над могилой имама Хусейна (мир ему), а другой — над могилой его брата Абульфадла Аббаса (мир ему).

Высота первого купола — 27 метров, и он был полностью покрыт золотом. Нижняя часть окружена двенадцатью окнами.

Мавзолей площадью 59×79 метров имеет 10 ворот, а также около 65 комнат, украшенных снаружи и изнутри и предназначенных для обучения.

Центр могилы называют «рауда» («сад»), имеющий несколько дверей. Самая знаменитая из них — «Аль-Кибла», или «Бааб аль-Дахаб». Так же при входе с правой стороны можно увидеть гробницу Хабиба аль-Мазахира аль-Асади. Хабиб был другом детства и верным спутником имама Хусейна (мир ему). Он был одним из шахидов Кербелы.

Место захоронения Аббаса ибн Али (А)

Абульфадл Аббас — брат имама Хасана и имама Хусейна (да благословит их Аллах) и знаменосец Хусейна (мир ему) в Кербеле. В истории он хорошо известен своей доблестью, верностью и сходством с отцом, «львом Аллаха», — Али ибн Абу Талибом (мир ему).

Могила Аббаса (мир ему) привлекла такое же внимание, как и могила его брата Хусейна (мир ему). В 1032 году лунной хиджры Шах Тахмасб приказал оформить купол храма.

В священной земле Кербелы похоронены не только имам Хусейн (мир ему) и его брат Аббас (мир ему), но также все 72 шахида. Они были похоронены в братской могиле. Это массовое захоронение расположено рядом с могилой имама Хусейна (мир ему).

Перевод статьи «History of the Shrine of Imam Husayn Ibn Ali Ibn Abi Talib». Источник: www.al-islam.org.

Вконтакте

Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *