Ислам в глазах выдающихся деятелей российских светских наук

ислам и Россия

Виталий Наумкин

naumkin_0[1]

— Ислам — это мировоззрение, — настаивает директор Института востоковедения Виталий Наумкин. — Глубокое и развитое. Плюс, конечно же, философия. И разумеется, религия. И социальный инструмент. И образ жизни.

И поэтому, подчёркивает он, особенно важно добиваться аутентичного, «неиспорченного» толкования ислама.

Если знать то или иное явление во всей глубине и полноте его значений, то выяснится, что и собака не такое уж нечистое животное, раз пророк Мухаммад спас её из колодца. И знаменитые суры из Корана, якобы позволяющие мужьям убивать непослушных жён, при серьёзном научном исследовании, подобном тому, что проделал Ибрахим Тауфик, российский востоковед арабского происхождения, меняют толкование и превращаются в разрешение покидать таких жён. К чему, как известно, часто прибегают мужья, даже совсем не связанные с исламской традицией.

Но такие замечательные разумности часто разбиваются об узость миссионеров радикального настроя, наспех выучившихся за границей и вернувшихся в Россию, по словам Наумкина, с «зачехлённым мировоззрением».

Об актуальности серьёзной отечественной школы, глубоко изучающей ислам, говорил не так давно президент страны на встрече с мусульманскими духовными лидерами и исламским истеблишментом страны.

Нужно настоящее образование, которого всё-таки не дают десятки ныне существующих исламских школ и вузов. Может быть, речь пойдёт о едином Исламском университете с новой концепцией, стратегией, кафедрами, где очень серьёзно будут представлены и наука (ведь российское исламоведение сильнейшее в мире), и глубокие светские дисциплины.

Не все мусульмане — обязательные сторонники транснационального халифата, и далеко не все приверженцы «неофундаментализма». В России «спокойных» мусульман численно гораздо больше, уверены эксперты, но вот идеологически «радикалы» громче.

Что можно сделать, чтобы ситуация изменилась?

Леонид Сюкияйнен

sykianen3[1]

— Ислам как культура должен смело входить в духовную, образовательную, общественную и политическую жизнь российского общества, — уверен профессор Высшей школы экономики Леонид Сюкияйнен.

По его мнению, мы лишь на словах относимся к исламу как фактору стабильности, социального мира и диалога, а на деле часто воспринимаем его как угрозу. И государство должно быть лидером перемены.

Иначе прокуратура у нас будет выступать с громкими заявлениями: не допустим никакого религиозного шариатского суда, при том, что шариатский суд, во-первых, не религиозный, считает Леонид Сюкияйнен, а во-вторых, его установки можно вписать в современное право или во всяком случае снять противоречия с ним. «Лично готов написать устав такого суда, не упоминая слова «шариат»», — говорит Леонид Сюкияйнен. «Кровная месть», по его мнению, куда более опасное явление, и нормы шариата как раз могли бы помочь с нею справиться.

Источник: www.rg.ru

Вконтакте

Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *